воскресенье, 4 мая 2014 г.

Статья "ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ"

Данная статья опубликована в сборнике  всероссийской дистанционной конференции
«ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ - 2014»

Новая гуманистическая образовательная парадигма ставит перед образовательной системой важную задачу: подготовить образованного, творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся  социально-экономической среде, рационально организующего самостоятельную деятельность.
Школьники должны учиться отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять. Они должны научиться учиться, отучиваться и переучиваться... «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться». Одним из путей решения данной задачи считаю создание такого образовательного пространства, которое бы позволяло учащимся, во-первых, овладеть методами исследовательской работы, необходимыми им в будущем, а, во-вторых, дало бы им возможность научиться учиться самостоятельно.
 Формой реализации поставленной задачи является построение индивидуальной траектории обучения школьников на уроке и внеурочной деятельности.
В исследовании Э.П. Черняевой под индивидуальным образовательным  маршрутом понимается «зафиксированный результат выбора обучаемыми последовательности и формы знакомства с информацией, ее содержания и темпа усвоения, вариантов самооценки и презентации продукта своего образования окружающим». Очевидно, что рамки индивидуального образовательного маршрута при таком понимании субъективны, их определяют интересы и потребности обучающегося, материально-техническое оснащение образовательного учреждения, уровень профессионализма преподавателя и другое.
Э.П. Черняева также использует в исследовании  понятие «индивидуальная образовательная траектория», определяя его как «форму индивидуализации и дифференциации образования, базирующуюся на свободе выбора обучаемым целей, содержания, форм, методов, средств, способов рефлексии и темпа обучения в совместной деятельности с преподавателем». Таким образом, понятия «индивидуальный образовательный маршрут», «индивидуальная образовательная траектория являются синонимичными.
Модель проектирования индивидуальной образовательной траектории обучения учащихся, включает три уровня, соответствующие этапам проектирования ИОТ:
I уровень - диагностико-оценочный уровень;
II уровень - уровень проектирования ИОТ для индивидуального обучения;
III уровень - уровень проектирования ИОТ для группового обучения.

I уровень предназначен для выявления индивидуальных особенностей обучающихся и уровня усвоения учебного содержания На основе результатов диагностики должен быть составлен вектор индивидуальных особенностей обучающегося, координаты которого характеризуют сформированность свойств познавательных процессов, представляющих индивидуальные особенности обучающихся, и  уровень усвоения учебного содержания. В то же время векторы индивидуальных особенностей обучающихся могут иметь пересечения, так как различные обучающиеся могут обладать схожими особенностями.
II уровень  предполагает отбор индивидуального содержания обучения, адекватного координатам векторов индивидуальных особенностей обучающихся, а также обеспечивает содержательное проектирование ИОТ и определение логики продвижения по ней каждого обучающегося на основе технологий изучения соответствующих компонентов содержания.
III уровень. При реализации ИОТ на различных ее участках обучающийся может входить в различные микрогруппы. Это обусловлено тем, что отдельным участкам траектории, отвечающим за различные этапы освоения содержанием, соответствуют различные индивидуальные особенности, следовательно, проектирование содержания обучения будет для каждой микрогруппы.
Успешность реализации ИОТ обучающегося напрямую зависит от того, посредством каких форм, методов, технологий обучения будет организовано овладение учебным содержанием.
Формы обучения:
1. Урок
Обязательным условием является учебный материал,  разработанный таким образом, чтобы дать возможность учащемуся работать  с ним самостоятельно, прибегая к помощи учителя, только как консультанта  по особо сложным вопросам. Задания, которые учитель включает в сопровождение образовательной траектории ученика, должны  подразумевать создание учащимся собственного образовательного продукта. Такой продукт, создаваемый в рамках работы на уроке, сохраняется в личную папку, распечатывается, сохраняется на носителе учащегося и в учительской папке данного класса. Это необходимо учащемуся для пополнения своего портфолио, рефлексивного анализа своей деятельности, анализу результата, учителю эти продукты необходимы для оценивания  качества разработанных заданий, корректности алгоритмов и технологий  работы, рефлексивного анализа собственной деятельности, отслеживания  возможных недоработок школьников с целью разработки дополнительных  заданий учащемуся. Контрольные материалы так же подразумевают  получение собственного продукта. Такой подход исключает проблему  списывания, присвоения чужих результатов деятельности. Время работы с  контрольными материалами у нескольких учеников может совпадать.  Однако вот что наблюдается: ребята не стремятся списать друг у друга. Их  взаимодействие может ограничиться обменом опытом на уровне отдельных  приемов выполнения. Учащиеся ревностно относятся к создаваемым  продуктам, кроме того просто не желают списывать, им важен собственный результат. В своей деятельности по данному направлению я использую  различные онлайн-сервисы в сети Интернет, одним из которых является  eliademy.com. Это сервис, где преподаватели могут создавать онлайн -  классы для своих учеников. Платформа доступна совершенно бесплатно  любому человеку, заинтересованному в онлайн - курсах, дистанционном  обучении и обмену учебной информацией. Информатика в школе в  большинстве классов преподается 1 раз в неделю, бывает, что ребенок  пропустил занятие, не успел. С помощью этого сервиса он может не только  догнать пропущенный урок, но и самостоятельно изучить следующую новую тему. Таким образом, реализуется его индивидуальная образовательная  траектория по изучению данного предмета.
2. Внеурочная деятельность  Участие учащихся в общешкольных мероприятиях, создание проектов  в форумных мирах на образовательном сайте «Школяры».
Форумные миры – это система  «миров», которая  даёт  возможность образовательной  самореализации любому  участнику  в любых  образовательных  областях, которые задаются  модератором. Модератором является учитель, ученик, родитель, который задает сетевую образовательную программу, участники (ученики, учителя, родители) знакомятся с ней и включаются в поиск решения проблемы.
     Количество «миров», которые  могут быть  созданы  в  каждой  образовательной  области, принципиально не  ограничено и  определяется исключительно креативной  энергией  участников, каждый  посетитель может  стать конструктором новой  образовательной  программы (например элективного курса) или проекта. Через такую форму организации исследовательской деятельности реализуется во-первых: сетевое взаимодействие всех участников образовательной деятельности, во-вторых деятельность микрогрупп.
Также построение ИОТ реализуется через научное общество учащихся «Эрудит», обучение на элективных курсах, дистанционных курсах по информатике.
Технологии обучения:
-информационные;
-  проектно-исследовательские;
- КТД;
-  модульные;
- кейс-технологии;
технологии дистанционного обучения;
Оценивание:
накопительная оценка – портфолио;
-рейтинговая оценка;
-урочная система оценивания;
- методика оценивания в форумных мирах


Комментариев нет:

Отправить комментарий