воскресенье, 8 ноября 2015 г.

Использование облачных технологий для построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся по предмету «информатика»

В соответствии с требованиями ФГОС в нашей школе ведётся большая работа по созданию информационной образовательной среды как условия  интеграции базового и дополнительного образования, способствующей раскрытию индивидуальных способностей каждого ребёнка, проявлению их интересов, склонностей, профессиональных предпочтений, формированию субъектной позиции.

Рис. 1 Модель индивидуального образовательного маршрута
На основе информационной образовательной среды,  создана модель индивидуального образовательного маршрута по каждому предмету.
 Индивидуальный образовательный маршрут  – персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.
Личностный потенциал ученика – это совокупность его способностей: познавательных, творческих, коммуникативных.
Создание индивидуального образовательного маршрута осуществляется за счёт интеграции базового и дополнительного образования,  образовательного и воспитательного процесса, учебного и каникулярного времени
В соответствии с этой моделью на уроках и внеурочной деятельности по информатике происходит построение индивидуальных образовательных маршрутов с использованием инновационных информационных технологий, одной из которых является облачная технология.
Понятие «облачная технология»  обрело свою популярность сравнительно недавно, а самое интересное, использовалось нами уже достаточно давно. Регистрируя адрес своей первой электронной почты мы, сами того не подозревая, становились пользователями облачных сервисов. Термин «облачные сервисы» (англ.- сloud сomputing) применим для любых сервисов, которые предоставляются через сеть Интернет


Суть работы данных сервисов состоит в том, что вся информация обрабатывается и хранится на удаленном компьютере сети Интернет.
«Облачные сервисы», можно разделить на три основные категории:
- инфраструктура как сервис
- платформа как сервис
- программное обеспечение как сервис
По сравнению с традиционным подходом, облачные сервисы  позволяют управлять более крупными инфраструктурами, обслуживать различные группы пользователей в пределах одного облака, а также означают полную зависимость от провайдера облачных услуг.
Пользователю облачных сервисов нет необходимости заботиться об инфраструктуре, которая обеспечивает работоспособность предоставляемых ему сервисов. Все задачи по настройке, устранению неисправностей, расширению инфраструктуры и прочее берет на себя сервис-провайдер.
Как  пример  использования облачных  технологий  в образовании, можно назвать   электронные дневники и журналы, личные кабинеты для учеников и преподавателей,  интерактивная приемная и другое. Это и тематические форумы, где ученики могут осуществлять обмен информацией. Это и поиск информации, где  ученики могут  решать определенные  учебные задачи даже в отсутствии педагога или под его руководством.
Каким образом организовать построение индивидуальных образовательных маршрутов с применением облачных технологий? Для осуществления данной деятельности, создан блог учителя «Информатика и математика для всех!» (http://tolstixina.blogspot.ru/ ), школьная образовательная интернет-сеть «Школяры» (http://shkolyari.zabedu.ru/ ), используются Google сервисы, learningApps, «Arduino, do it!» учителя информатики О.А. Тузовой школы №550 г. Санкт-Петербурга, онлайн-классы на сайте eliademy.com., система дистанционного обучения Забайкалья.
Вернемся к нашей модели (Рис. 1).
К первому модулю относится урок. Для построения индивидуального маршрута учащегося  используются элементы дифференциации и индивидуализации с применением Google сервисов (Таблица 1).  Например, тьюторское сопровождение на основе системы инструкционных карт создаётся в сервисе Google Docs в виде google документов.

Таблица 1. Применение сервисов Google на различных этапах урока информатики
Этап урока
Используемый сервис
Проверка домашнего задания
Google Документы, Google Презентации, Google Форма (тест)
Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме
Google Рисунок (схемы, графы)
Первичная проверка понимания
Google Рисунок, Google Документы
Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу
Google Рисунок, Google Документы, Google Таблицы
Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений
Google Презентации, Google Документы
Домашнее задание к следующему уроку
Google Таблицы, Google Форма

Также индивидуальные задания можно создавать в сервисе learningApps (Рис.2). Данные платформы обладают интуитивным интерфейсом и позволяют публиковать созданное в блоге учителя «Информатика и математика для всех!» с помощью HTML – ссылок.

Рис. 2 Задания по информатике для шестиклассников, выполненные в сервисе  learningApps

Продукт, создаваемый учениками в рамках работы на уроке, публикуется  в электронном портфолио ученика на сайте «Школяры» (школьной образовательной интернет-сети МОУ СОШ п. Тарбагатай) и в блоге учителя. Контрольные материалы так же подразумевают получение собственного продукта. Такой подход исключает проблему списывания, присвоения чужих результатов деятельности.
            Модуль II уровня это внеурочная деятельность. Такая деятельность включает общешкольные мероприятия по информатике (например, лекция «Безопасность работы в интернете, акция «Час кода» и т.д.), школьные олимпиады, мероприятия в рамках недели информатики, а также кружок «Занимательная робототехника». Для занятий используются микроконтроллеры Arduino. В сети Интернет существует сервис «Arduino, do it!» , созданный учителем информатики О.А. Тузовой, который  используется учениками для выполнения лабораторных работ (Рис.3).

Рис.3 Сайт учителя информатики О.А. Тузовой «Arduino, do it

 В модуль I уровня приходят учащиеся с устоявшимися интересами, мотивированные на достижение практического результата. Это элективные и дистанционный  курсы в оболочке  moodle в системе дистанционного обучения Забайкалья. Например, мною разработан курс «Решение задач с помощью графов», который активно используется для изучения темы «Графы и деревья». Для сопровождения индивидуального образовательного маршрута по данному модулю, используется платформа  eliademy.com. Это сервис, где преподаватели могут создавать онлайн - классы для своих учеников. Платформа доступна совершенно бесплатно любому человеку, заинтересованному в онлайн - курсах, дистанционном обучении и обмену учебной информацией. Информатика в школе в большинстве классов преподается один раз в неделю, бывает, что ребенок пропустил занятие, не успел. С помощью этого сервиса он может не только догнать пропущенный урок, но и самостоятельно изучить следующую новую тему. В данном сервисе мною созданы курсы по информатике и ИКТ во всех классов школы (Рис. 4).

Рис. 4. Онлайн-классы на платформе eliademy.com

           Творческую  лабораторию «Упорство и вдохновение – основа успеха» НОУ «Эрудит»  я отношу к модулю индивидуального личностного развития. Здесь дети работают самостоятельно, проявляя свои склонности и интересы. Это проекты,  курсовые работы, исследовательские работы по информатике. Очень интересным способом сопровождения индивидуального образовательного маршрута является работа учащихся в форумных мирах на сайте «Школяры». Это система  «миров», которая  даёт  возможность образовательной  самореализации  любому  участнику  в любых  образовательных  областях, которые задаются  модератором. Основа данной модели – живая  образовательная деятельность педагогов  и  учащихся творческих  лабораторий школы. Это отражение реализуемых образовательных   проектов. По предмету «информатика» созданы миры математики и информатики (Рис. 5), где ребята создают проекты, вносят свои предложения по той или иной теме и получают дополнительный балл к четвертной или полугодовой оценке .

Рис. 5 Миры математики и информатики на сайте «Школяры»

           Логическим завершением модели является возврат к уроку, но уже на новом, более высоком уровне, когда учащиеся проявляют свою субъектную позицию, осваивая содержание предмета в соответствии с интересами, способностями, профессиональными предпочтениями. Необходим отбор содержания и использование определённых подходов к организации образовательной деятельности. Составляется индивидуальная программа, которая осваивается каждым ребёнком индивидуально. Учащиеся вначале изучения курса  знакомятся с его полным содержанием,   определяют те моменты, с которыми они знакомы, знакомы частично или незнакомы. В итоге ребята перед изучением раздела должны:
- Определить личностные цели изучения курса.
- Определить цели для каждого занятия.
- Проанализировать содержание курса и определить темп работы (выставление индивидуальных ключевых точек).
- Поставить цель отдельного занятия.
- Работать в своем темпе с сохранением результата и рефлексивным анализом каждого занятия.
На третьей ступени  вводится профильное обучение. Используется программа профильного обучения К.Ю. Полякова.
         У данной модели построения индивидуального образовательного маршрута существует система бально-рейтинговой оценки результатов учебной деятельности. (Таблица 2). Ученик набирает определенное количество баллов. Баллы переводятся в оценки. Оценки выставляются за четверть или за полугодие. Нужно учитывать, что  отметка выставляется не просто за работу на уроке или выполнение домашнего задания, а за огромную работу, которую ученик проделал за определенный период обучения.
Таблица 2. Бально-рейтинговая система оценивания результатов деятельности.
ФИО ученика
Работа на уроке (10 баллов)
Работа в блоге (5 баллов)
Обучение на дистанционном курсе (10 баллов)
Обучение на элективном курсе (10 баллов)
Работа в сервисе Eliаdemy.com (10 баллов)
Контрольная работа (5 баллов)
Защита индивидуального проекта, исследовательской работы (НОУ Эрудит) (15 баллов)
Участие в конкурсах, олимпиадах, общешкольных мероприятиях (20 баллов)
Работа в форумных мирах на сайте «Школяры» (15 баллов)
Путешеств – гость (3 балла)
Путешеств-исследователь (5 баллов)
Путешеств- эксперт
(7 баллов)
1
10
5
10
10
10
5
15
20
7
 70-100 баллов: оценка «5»;
40-70 баллов: оценка «4»;
10-40 баллов: оценка «3».

Такая таблица создается в google документе и публикуется в блоге учителя «Информатика и математика для всех!», свои результаты могут посмотреть не только ученики, но и их родители.
Таким образом, использование облачных технологий в процессе обучения информатике позволяет создать уникальную информационно-образовательную среду, соответствующую всем требованиям ФГОС нового поколения, дает такие возможности, как выполнение различных учебных заданий в формате реального времени с помощью сетевых редакторов, обеспечение открытости и доступности учебных материалов, выполнения сетевых групповых проектов. Все это является основой для  формирования и развития личностных, учебных и субъектных возможностей  учащихся, способствует     созданию условий для эмоциональных всплесков, повышению мотивации учащихся, комфортности обучения и дальнейшей социализации.


Комментариев нет:

Отправить комментарий